В Доме актера состоялась премьера...

 

Новости ГТРК: Эксперимент на театральной сцене...

 

В Самаре появился первый Театр-клуб

 

Интерактивный Сартр

 

Несмотря на все препятствия…

 

На крыльях намерения

 

Изменить мир к лучшему…

 

 

 

 


В Доме актера состоялась премьера экспериментального театра

 

Одеть такую маску, чтобы зрителю захотелось снять свою - такую цель ставит перед собой труппа социального экспериментального театра «Крылья». Своим премьерным спектаклем по мотивам пьесы Сартра «Взаперти» актеры хотят заставить людей честно взглянуть на свою жизнь.
Тайна смерти - одна из самых непостижимых. Они попадают в ад, такие непохожие, но одинаковые в одном - у каждого есть пороки. Актриса Ольга Ширшова говорит, что играет свою абсолютную противоположность, и тем интереснее для неё эта роль. Постановка по пьесе Сартра «Взаперти» - это чистилище для людей, отметил режиссер и актер Андрей Матякин. Свой театр они называют социальным - в каждом спектакле поднимают проблемы нравственности. Зритель здесь является непосредственным участником действа, и ставит себя на место героев. Постановка срывает социальные маски, за которыми люди часто скрываются в жизни, отметили актеры. В любом случае, всё происходящее на сцене наталкивает на размышления.

 

Источник: http://samara.rfn.ru/rnews.html?id=19423

 

 

 

 


Новости ГТРК: Эксперимент на театральной сцене


 Катехизис катарсиса - эти греческие термины, вынесенные в подзаголовок спектакля «Чистилище», можно перевести как «руководство к очищению». В социальном экспериментальном театре «Крылья» любят задавать гостям неудобные вопросы в самые неожиданные моменты, срывая маски и отметая театральные условности. Ад – это другие, говорил Жан-Поль Сартр. Три героя его пьесы, вернее, антигероя, после смерти попадают в одну комнату и проходят первый круг очищения. В постановке «Крыльев» тонкая сетка между актёрами и зрителями рвётся постоянно. Спектакль по мотивам пьесы Жан-Поля Сартра - ещё один эксперимент театра-клуба, где зрителю самому приходится решать - кто же попал в силки и как из них выпутаться. Выполнил ли театр сверхзадачу – каждый гость решает сам. Но в центре внешкольной работы «Поиск», на площадке которого и базируется театр «Крылья», до сих пор хранят рецензию знаменитого самарского психотерапевта Михаила Покраса на спектакль "Вы отнимаете мой хлеб".

Источник: http://samara.rfn.ru/rnews.html?id=15176  

 

 

 


В Самаре появился первый Театр-клуб

 

Необычность его в том, что все желающие могут здесь попробовать себя в качестве актера, режиссера или просто театрального критика.17 января стартовали новые занятия Театра-клуба. О том, что же это такое, поведала корреспонденту «ВК» вице-президент организации «Центр альтернативного творчества» Ольга Ширшова.

 

Георгий ПОРТНОВ

 

Первый блин комом

 

Оказывается, среди самарцев много завзятых театралов. Не просто любителей посмотреть спектакли, а людей, желающих сыграть как минимум в постановке пьес Толстого... ну или хотя бы Гоголя. Только вот времени в суете повседневной жизни на высокое искусство совсем не остается. У одних — голодная семья, у других — напряженная работа, у третьих — все вместе. И улетает журавлем заветная мечта... Вот специально для таких людей и открылся в 2007 году в Самаре при общественной организации «Центр альтернативного творчества» Театр-клуб на улице Авроры в помещении клуба «Юность». Особенность его в том, что гости его могут совмещать приятное с полезным: и досуг приятно провести, и театральному ремеслу обучиться.
А для особо занятых в клубе существует гибкий график.
Работа его идет так. Сначала собирается группа участников. Зрители смотрят в видеоварианте спектакль какого-либо театра, например «Ленкома» или «БДТ», после чего идет обсуждение увиденного. Потом гости получают задание и по желанию приносят тексты по этой теме. Тогда-то и начинается творческий процесс... «Первым нашим опытом, - вспоминает вице-президент организации «Центр альтернативного творчества» Ольга Ширшова, одна из организаторов Театра-клуба, - были «Египетские ночи» Пушкина по мотивам постановки Мастерской Петра Фоменко. Тогда мы просто посмотрели спектакль и попытались сделать свою постановку. Правда, первый опыт был не совсем удачным».
И все же желание продолжать этот эксперимент у участников клуба (а их собралось 20 человек разных возрастов и профессий) не прошло. С тех пор начинающие артисты не просто сочиняют сценарий и репетируют: попутно они проходят мастер-классы и обучающие тренинги по актерскому мастерству, в том числе и по сценической речи, пластике под руководством профессионального режиссера Андрея Матякина.
Позже начинающий театр разыграл спектакль в стиле народного лубка по мотивам постановки Моссовета «Печка на колесе» с героями Толстого, Шукшина и Пелевина, тексты которых принесли участники. Народное действо развернулось в антураже советских реалий, с сельским клубом, бюстом Ленина, пионерскими песнями и прочими атрибутами.
Совсем недавно в театре-клубе состоялся открытый показ (это завершающий этап цикла) по мотивам постановки «Королевских игр» Ленкома, а сейчас начался новый цикл занятий по «Ревизору» Гоголя.
Одна из особенностей Театра-клуба — интерактив. Даже самым ленивым зрителям приходится быть гостями салона Анны Павловны Шерер («Война и мир») или превратиться в одного из эльфов шекспировского «Сна в летнюю ночь».
Сыграл Болконского
«Мы рассматриваем наш клуб, может быть, как замену народному театру, - поясняет Ольга. - В советское время почти в каждом ДК существовали народные театры, где занимались в основном рабочие заводов. В перестроечные времена в Самаре стали появляться молодежные театральные студии, такие, как «Пир», «Пятый угол», «Дом кино», «Актер». Позднее многие из них закрылись из-за отсутствия финансирования. Но до сих пор в Самаре много людей, которые хотели бы выходить на сцену, развиваться в актерском мастерстве. Это и довольно молодые люди, и состоявшиеся личности, причем различных профессий: юристы, бизнесмены, строители и др. Конечно, из-за своей занятости они не могут полностью посвящать себя театральному делу, но выбрать время один раз в неделю для них не проблема. Для них-то и работает наш Театр-клуб».
Тех же, кто после первого опыта решает посвятить себя сцене, принимают в существующий при том же Центре альтернативного творчества театр-студию. Но здесь новичков ждет серьезная подготовка на более профессиональном уровне.
Неизвестно, как относятся к происходящему зрители, но посмотреть на происходящее желающие всегда находятся. В одной из таких театральных «тусовок» участвовал самарский художник и любитель перформансов Кира Суботин. В постановке «Войны и мира» он прочитал монолог князя Андрея под Аустерлицким небом.
Стать любимым литературным героем в таких действах может любой – было бы желание.

 

"Волжская коммуна" (2009 г.)

 

 

 


Интерактивный Сартр


Авангардный театр старается говорить с жителями микрорайонов о главном
На днях Самарский экспериментальный театр «Крылья» показывал спектакль «Чистилище» по мотивам пьесы Жан-Поля Сартра «Взаперти». Причем в афише он был заявлен как интерактивный. Наш корреспондент воспользовался случаем, чтобы познакомиться с новым жанром и незнакомым коллективом.
Ад в интерьере
Театр «Крылья» базируется в клубе «Юность» на пересечении улиц Авроры и Дыбенко. Окружающий ландшафт (обшарпанные «хрущобы» и девятиэтажки, разбитая улица Дыбенко, понатыканные там и сям гаражи), прямо скажем, не настраивает на встречу с высоким искусством. Зато небольшое помещение как нельзя лучше подходит для спектакля – пьеса Сартра ведь называется «Взаперти». Замкнутое пространство, однако, может вместить очень многое, и театр не скупится на эффекты, демонстрирующие это. Очертания комнаты скрыты черно-красными драпировками, помещение то погружается во тьму, то из самых неожиданных углов начинает бить мигающий свет, падая на черно-бело-красные же одеяния героев, фоном звучит то «Реквием» Моцарта, то что-то столь же весомое - например, музыка из «Красоты по-американски».
Ад, в котором происходит действие пьесы Сартра, здесь создан красочный. Правда, в противовес традиционным представлениям, эта преисподняя устроена очень экономно: здесь всю работу выполняют сами «клиенты». Перед нами трое навеки запертых в небольшой комнатке людей: писатель-ловелас, любящий красиво поговорить и не любящий отвечать за свои слова (Владимир Вахламов), аристократка, выбившаяся наверх, выйдя замуж за богатого (Ольга Ширшова), и девушка «из народа» (Александра Ибряева), которая прожила свой век, ненавидя весь мир и пытаясь силой что-то из него выколотить. Главным мучением для них становится созерцание уродливых душ друг друга.
Вот эти-то души и показывают нам актеры под руководством режиссера и художественного руководителя театра Андрея Матякина. Правдоподобность психологического жеста, и тем более социального типа, здесь явно отходит на второй план – движения актеров скорее напоминают экспрессивную пластику театра Виктюка (впрочем, потом режиссер сошлется на японский театр), но и греческую трагедию. Особенно впечатлила в этом плане Александра Ибряева.
Камерный зал обычно используют для того, чтобы посмаковать оттенки, но здесь актеры, наоборот, «вдавливают педаль в пол», нагнетая эмоции и форсируя голос, будто на большой сцене. Похоже, здесь и не ориентируются на стандарты традиционного психологического театра. Символизм причудливым образом соединяется с дидактизмом. Периодически Коридорный, «обслуживающий» этот ад гостиничного типа (его играет сам режиссер), останавливает спектакль и, выбрав себе «жертву» из числа зрителей, начинает допрашивать ее: «А вы бы вышли замуж за нелюбимого, но богатого? А если надо спасти умирающего брата, на лечение которого нет денег? Подумайте, а мы пока продолжим».
Эта обещанная в программке «интерактивность» озадачивает – вроде ж и так понятно, о чем речь, зачем же еще словами объяснять? Но многие вопросы проясняются после разговора с режиссером.
Терапия искусством
Как выяснилось, театр существует с 2003 года и входит в состав руководимой Андреем Матякиным общественной организации «Центр альтернативного творчества». Общая задача театра обозначена как «решение социальных проблем посредством проживания проблемных ситуаций в контекстуальном поле театрального действа». От желания посеять в простых душах «разумное, доброе, вечное» и тяга к преувеличениям.
«К нам приходит молодежь, некоторые из них вообще не были в театре, – рассказал Матякин. – Современный зритель настолько лицемерен, настолько закрыт, что, чтобы достучаться до него, нужна кувалда. Слышали про «театр жестокости» Антонена Арто? Это тотальное воздействие на зрителя, обращение не только к интеллекту, но и к душе».
«Вы отнимаете у меня хлеб» – оценил воздействие театра присутствовавший в зале известный психотерапевт Михаил Покрасс. Действительно, говоря о спектакле, режиссер даже использовал «медицинские» термины: «Первые результаты спектакля люди чувствуют сразу, но в полной мере они начинают проявляются через неделю».
Автору этих строк казалось, что любой хороший театр дает зрителю возможность что-то понять про себя, но режиссер убежден, что простого «сопереживания герою» здесь мало — нужно, чтобы зритель поставил себя в описываемую ситуацию. По словам Матякина, за 15 лет занятий театром он создал свою систему актерского и режиссерского тренинга, позволяющую добиться этого. В качестве источников вдохновения были названы и театр Арто, и японский режиссер Тадаши Сузуки, соединивший греческую трагедию с традициями японского театра, и учение русских скоморохов, и техники работы с энергетикой… «Мы делаем духовный театр, основанный на метафизике», – обобщил режиссер.

 

В общем, театральная жизнь Самары не перестает удивлять.

 

"Волжская коммуна" (2009 г.)

 

 

 


Несмотря на все препятствия…

 

Социальный экспериментальный театр «Крылья» существует в нашем городе уже с 2002 года, но такой необычный статус, как социальный и экспериментальный, появился у театра в 2005 году. Его художественный руководитель Андрей Матякин - выпускник театрального факультета Самарской государственной академии культуры и искусств - рассказал корреспонденту «Волжской зари» о концепции театра.


- Андрей Николаевич, почему именно Социальный экспериментальный театр?


- Обычно репертуарный театр предполагает, что каждые два месяца выходит новый спектакль, у нас не так, мы не ставим – количество, для нас важны эксперименты в области театрального искусства. Социальный – то есть общественный, т. е. кроме художественного и эстетического, наши спектакли несут и чисто функциональное значение для каждого зрителя, т. е. человек, пришедший к нам, может решить какую-то свою проблему или хотя бы задуматься о ней. Потому известный психотерапевт Михаил Львович Покрасс, побывав почти на всех наших спектаклях, так оценил наше творчество: «Вы отнимаете у меня хлеб».


- Чем еще отличается ваш театр от других самарских театров?


- Все наши спектакли, как детские, так и «взрослые» - интерактивны. Зрители у нас во многом являются участниками действия, правда интерактив у нас мягкий, ненавязчивый, гармоничный – как выражаются наши поклонники.
И все-таки, благодаря ему, зрители не только сопереживают персонажам, но и испытывают свои собственные чувства.
Кроме этого, мы стремимся соединять три вида театра: духовный (трагедийный), психологический и игровой – причем часто в одном сценическом произведении. Традиционный театр в основном – психологический, иногда с элементами игрового. Трагедийный театр вышел из Древней Греции, это изначальный театр мистерий и обрядов. Он существовал и на Руси и нес огромное значение для людей - это, по сути, разговор с Богами.
Чем еще отличаемся? Небольшим зрительным залом - на 40 мест, так как мы находимся в помещении подросткового клуба «Юность» Центра внешкольной работы «Поиск», с которым у нас заключен договор о сотрудничестве. Спасибо им огромное за то, что они нас «приютили».
Но это скорее вынужденно, так как негосударственным театрам в Самаре живется нелегко. Это отдельная большая тема – о культуре в Самаре, т. к. я уже несколько лет являюсь председателем секции по развитию культуры, сохранению историко-культурного и духовного наследия города Общественного совета при Думе г.о. Самара и знаю много об этом вопросе.
Приходите еще раз – поговорим.
Наш театр – единственный, по-моему, в России, созданный при общественной организации – Центр альтернативного творчества, и в этом тоже наша фишка. Мы независимы – здесь свои плюсы, но и минусы – отсутствие финансирования. Если на государственном уровне культура стоит на последнем месте, общественные организации, связанные с ней, - тоже.


- Как Вы ищете «своих» актеров?


- Не ищу, а выращиваю. У меня собственная система подготовки универсального актера, способного освоить все виды театра – от игрового до духовного. 15 лет экспериментов привели к созданию этой системы актерского мастерства
Единственное, что объединяет актера и зрителя – это атмосфера, вибрация душ, поэтому научиться владеть атмосферами – неотъемлемая составляющая обучения актерами наряду, конечно, с другими элементами.
В нашем театре «Крылья» создана традиция поэтапной подготовки актеров.
Сначала все желающие поступают в театр-клуб. В театре-клубе занятия проводятся циклами. Первое занятие проходит в форме видеопоказа одного из лучших спектаклей российских театров. После просмотра идет обсуждение увиденного. На следующем занятии желающие приносят различный материал по теме просмотренного спектакля – отрывки из пьес. Все выбирают себе роли, составляется общий сценарий. Затем идут репетиции. Итоговое занятие – открытый показ, выход на зрителя. Во время занятий половина времени уделяется актерским тренингам, упражнениям и этюдам. Цикл длится 10 занятий (раз в неделю - по субботам с 14.00 до 17.00). Занятия здесь платные. Лучшие отбираются и приглашаются в театр-студию. Занятия здесь уже проходят 3 раза в неделю. Кроме занятий и тренингов, с этими людьми идет постановка конкретных спектаклей, но сроки не определяются – как будут готовы. Основной состав «Крыльев» формируется уже из наиболее талантливых и желающих серьезно заниматься театром учеников.


- А по какому принципу Вы выбираете постановки?


- Каких-то особых критериев по выбору постановок нет. Есть интересные авторы, которые близки постановкой проблем. Вышел «Марсианин» по Рею Брэдбери, «Река на асфальте» по пьесе Д. Липскерова, «За закрытыми дверями» (или другое его название – «Чистилище») по Жан-Полю Сартру, комедия «Как мужик жену искал, или Пособие для желающих выйти замуж».
Кроме этого, так как мы театр экспериментальный, было много экспериментов – неоконченных постановок по Бунину, например, по Чехову.
Но, думаю, мы их восстановим.


- У вас в репертуаре есть и детские спектакли. Тяжело работать с такой аудиторией?


- Работая с детьми, нельзя халтурить, потому что у них детское восприятие, они не умеют лицемерить. Если им не нравится, то они будут находить себе другое занятие, поэтому нужно уметь держать и цеплять.
Часто выступаем в школах, в детских садах. С 2002 года играем абсолютно интерактивный спектакль «Трям! – Здравствуйте!». Проведено множество культурных акций и театрализованных уроков, направленных на социальную адаптацию детей в обществе - «Шагай осторожно!» - по правилам дорожного движения, «В стране вежливости», «Урок-экскурсия по Самаре» и познавательно-развлекательное шоу «Ах, Самара-городок!», посвященное истории Самары и Самарского края.
Существует в нашем городе серьезная проблема - выбирают спектакли не дети, а педагоги и руководители, даже не родители. А они выбирают чаще по цене, нежели по качеству. Например, наш проект «Трям! – Здравствуйте!» мы, к сожалению, остановили из-за не соответствия качества и цены. Пытаемся проводить детские спектакли на нашей площадке, но получается это с большим трудом, очень сложно собирается аудитория – место не раскрученное.


- Андрей Николаевич, каковы ваши планы на будущее?

 

- Планов много – в первую очередь восстановить те спектакли, которые были намечены ранее либо по ним уже были репетиции, но они так и не были поставлены. А главное – Социальный экспериментальный театр «Крылья» существует, несмотря на все препятствия – материальные, социальные, психологические. Продолжаем развиваться, экспериментировать.

 

"Волжская заря" (2010 г.)

 

 

 

 


На крыльях намерения

 

Социальный экспериментальный театр «Крылья» существует в нашем городе уже с 2002 года, но такой необычный статус, как социальный и экспериментальный, появился у театра в 2005 году. Его художественный руководитель Андрей Матякин - выпускник театрального факультета Самарской государственной академии культуры и искусств - рассказал о театре.

 

- Андрей, почему именно Социальный экспериментальный театр?

 

- Обычно репертуарный театр предполагает, что каждые два месяца выходит новый спектакль. У нас не так, мы не ставим на первое место количество, для нас важны эксперименты в области театрального искусства. Наши эксперименты связаны не только с театральным искусством, хотя мы опираемся на опыт прежде всего К. Гротовского, М. Чехова, А.Таирова, Е. Вахтангова, Вс. Мейерхольда, А. Арто. Эксперименты идут и в области метафизики и биоэнергетики. Здесь нам близка эзотерическая философия К. Кастанеды, В. Санчеса, А. Подводного.
Социальный – то есть общественный, т. е. кроме художественного и эстетического, наши спектакли несут и чисто функциональное значение для каждого зрителя, т. е. человек, пришедший к нам, может решить какую-то свою проблему или хотя бы задуматься о ней. Потому известный психотерапевт Михаил Львович Покрасс, побывав почти на всех наших спектаклях, так оценил наше творчество: «Вы отнимаете у меня хлеб».

 

- Хорошо, а почему - «Крылья»?

 

«Крылья – намерения» (фраза из К. Кастанеды). Человек нарабатывает намерение, оно становится сущностью, очищая все на своем пути. Намерение - это мечта, которую ты нарабатываешь, и ты ради этой мечты много что делаешь.

 

- Чем отличается ваш театр от других самарских театров?

 

- Все наши спектакли - интерактивны. Зрители у нас во многом являются участниками действия, правда интерактив у нас мягкий, ненавязчивый, гармоничный – как выражаются наши поклонники. И все-таки, благодаря ему зрители не только сопереживают персонажам, но и испытывают свои собственные чувства.
Кроме этого, мы стремимся соединять три вида театра: духовный (трагедийный), психологический и игровой – причем часто в одном сценическом произведении. Традиционный театр в основном – психологический, иногда с элементами игрового. Трагедийный театр вышел из Древней Греции, это изначальный театр мистерий и обрядов. Он существовал и на Руси и нес огромное значение для людей - это, по сути, разговор с Богами.
Чем еще отличаемся? Небольшим зрительным залом - на 40-50 мест, причем в жилом доме на первом этаже, но вход у нас отдельный, на ул. Авроры, 122. Но это скорее вынужденно, так как негосударственным театрам в Самаре живется нелегко. Это отдельная большая тема – о культуре в Самаре, т. к. я уже несколько лет являюсь председателем секции по культуре Общественного совета городской думы и знаю много об этом вопросе.
Наш театр – единственный, по-моему, в России, созданный при общественной организации – Центр альтернативного творчества, и в этом тоже наша фишка. Мы независимы – здесь свои плюсы, но и минусы – отсутствие финансирования. Если на государственном уровне культура стоит на последнем месте, общественные организации, связанные с ней, - тоже.

 

- Как вы ищете «своих» актеров?

 

- Не ищу, а выращиваю. В принципе, каждый может стать актером нашего театра, если у него есть сильнейшее намерение. У меня собственная система подготовки универсального актера, способного освоить все виды театра – от игрового до духовного. 15 лет экспериментов привели к созданию этой системы актерского мастерства.
Единственное, что объединяет актера и зрителя – это атмосфера, вибрация душ, поэтому научиться владеть атмосферами – неотъемлемая составляющая обучения актерами наряду, конечно, с другими базовыми знаниями.
В нашем театре «Крылья» создана традиция поэтапной подготовки актеров.
Сначала все желающие поступают в Театр-клуб. В театре-клубе занятия проводятся циклами. Первое занятие проходит в форме видеопоказа одного из лучших спектаклей российских театров. После просмотра идет обсуждение увиденного. На следующем занятии желающие приносят различный материал по теме просмотренного спектакля – отрывки из пьес. Все выбирают себе роли, составляется общий сценарий. Итоговое занятие – открытый показ, выход на зрителя. Во время занятий половина времени уделяется актерским тренингам, упражнениям и этюдам. Цикл длится 10 занятий (раз в неделю - по субботам или воскресеньям с 14.00 до 17.00). Занятия здесь платные. По итогам лучшие (если они желают связать свою жизнь с театром) отбираются и приглашаются в театр-студию. Занятия здесь уже проходят 3 раза в неделю. Кроме занятий и тренингов, с этими людьми идет постановка конкретных спектаклей, но сроки не определяются – как будут готовы. Основной состав «Крыльев» формируется уже из наиболее талантливых и желающих серьезно заниматься театром учеников.


- А по какому принципу вы выбираете постановки?

 

- Есть интересные авторы, которые близки постановкой проблем. В 2003-м поставил с одним из первых составов театра «Марсианин» по «Марсианским хроникам» Рея Брэдбери, «Реку на асфальте» по пьесе Дмитрия Липскерова. Сейчас играем «Чистилище» по пьесе «За закрытыми дверями» Жан-Поля Сартра…
Кроме этого, мы театр экспериментальный, поэтому много было экспериментов – неоконченные постановки по Бунину, по Чехову, Гаршину, тому же Липскерову и др.
Но, думаю, часть из этого материала будем восстанавливать.
Ставим спектакли и для детей и подростков. Часто выступаем в школах, в детских садах. С 2002 года играем очень классный спектакль «Трям! – Здравствуйте!». Проведено множество культурных акций и театрализованных уроков, направленных на социальную адаптацию детей в обществе - «Шагай осторожно!», «В стране вежливости», «Урок-экскурсия по Самаре» и познавательно-развлекательное шоу «Ах, Самара-городок!», посвященное истории Самары и Самарского края.

 

Андрей, каковы ваши планы на будущее?

 

- Планов много – в первую очередь восстановить те спектакли, которые были намечены ранее либо по ним уже были репетиции, но они так и не были поставлены. Продолжаем развиваться, экспериментировать. А главное – Социальный экспериментальный театр «Крылья» существует, несмотря на все препятствия – материальные, социальные, психологические.

 

- И последний вопрос: что для вас – театр?

 

Театр для меня - это больше, чем игра на сцене, больше чем все постановки. И это единственный способ, который я нашел, чтобы изменить мир к лучшему. Ни кино, ни какое-либо другое искусство настолько активно не влияет на людей. Только живое ощущение позволяет достичь определенного расширения сознания у зрителя. Я понял, что бесполезно что-то навязывать, нужно предоставлять выбор. Когда есть вот этот выбор, человек сам решает, жить ли ему в противогазе и дышать цветами в противогазе, либо жить с открытым лицом и воспринимать этот мир живым. Сорвать эти маски и дать возможность почувствовать человеку, какой он на самом деле, мне кажется, что это моя основная задача. За счет этого мы можем изменить мир.
А для тех, кто заинтересовался нашим театром, тел. контакта 8-905-301-41-32.

 

журнал "Студенческий ритм" (октябрь 2010 г.)

 

 

 

 


Изменить мир к лучшему…


Социальный экспериментальный театр «Крылья» был создан в августе 2002 года. Это негосударственный, некоммерческий, независимый, коллективный проект, осуществляющий свою деятельность при общественной организации – «Центр альтернативного творчества» (ЦАТ).
Режиссер-постановщик театра «Крылья», актер, и, по совместительству президент общественной организации «ЦАТ» Матякин Андрей Николаевич - человек, безумно любящий театр и вкладывающий в его развитие все свои силы, собрав вокруг таких же как он, альтруистов, «творит» свое собственное, непохожее на другие театры, искусство.
«Театр для меня, – начинает свой рассказ нашему журналу режиссер, – это больше, чем игра на сцене, больше чем все постановки. И это единственный способ, который я нашел, чтобы изменить мир к лучшему. Ни кино, ни какое-либо другое искусство настолько активно не влияет на людей. Только живое ощущение позволяет достичь определенного расширения сознания у зрителя. И если раньше у меня шли манки, что нужно какую-то мораль читать зрителям, то потом и это прошло. Я понял, что бесполезно что-то навязывать, нужно предоставлять выбор. Когда есть вот этот выбор, человек сам решает, жить ли ему в противогазе и дышать цветами в противогазе, либо жить с открытым лицом и воспринимать этот мир живым. Сорвать эти маски и дать возможность почувствовать человеку, какой он на самом деле, мне кажется, что это моя основная задача. За счет этого мы можем изменить мир».
Андрей Матякин пришел к театру не сразу, несмотря на то, что в школьном возрасте довольно успешно занимался лицедейством и пантомимой в театральной студии под руководством А.Н. Юнина. Детская мечта стать летчиком привела его сначала в военное училище, потом в авиационный институт. «Но проучившись в последнем полгода, - продолжает Андрей, - плюнув на все перспективы, поступил в институт культуры на режиссерское отделение к профессору М.А. Карпушкину».
Уже в институте Андрей начал экспериментировать с театральными формами и способами воздействия на зрителя. Это сейчас техника работы с биоэнергетикой применяется режиссером, как в спектаклях, так и на занятиях в театре-клубе с желающими попробовать себя в актерском ремесле. А в тот период времени коллектив театра только осваивал эту технику. Андрей вспоминает случай, открывший всю глубину и нужность работы с биоэнергетикой: «На одном из спектаклей «Немой официант» по Гарольду Пинтеру у кого-то из актеров напрочь выпал из памяти кусок текста, остальные, пропустив это место, пошли дальше играть, а куда дальше играть, когда там значимый кусок потерян. А как выйти из этого положения, они не знают. И так как перед началом мы сделали упражнения на биоэнергетические связи, я начал мысленно управлять этим спектаклем, продумывая, как это должно быть. И они именно так начали играть. Совершенно неожиданно звукооператор стал включать музыку, которой не было в этом спектакле, но подходящую к этому моменту. Мы передавали мысли без слов, цвета, ощущения, чувства. Мы были все как одно живое существо».
В настоящее время Андрей Матякин выработал свою собственную концепцию театра, опираясь на опыт К. Гротовского, М. Чехова, А.Таирова, Е. Вахтангова, Вс. Мейерхольда, эзотерическую философию К. Кастанеды, В. Санчеса, А. Подводного. Суть концепции в соединии трех видов театра: игрового (карнавальная природа, интерактив, перфомансы), драматического, трагедийного (основанного на метафизике Древней Греции с введением хора, создающего ту или иную атмосферу).
Андрей Матякин: «В результате мы стали воздействовать на зрителя с целью расширения сознания. Что это такое. Это попытка работать душа в душу. Единственное, что объединяет актера и зрителя – это атмосфера, вибрация души. Физика, я бы даже сказал, метафизика. Вибрация души актера создает вокруг себя атмосферу без помощи света и костюмов, порождает вибрацию в зрительном зале, в душе зрителя. И вот тогда душа у человека просыпается, ведь до этого голоса души не слышно. Человек начинает слышать свою душу только в стрессовых ситуациях. Ведь бес кричит громко, а ангел говорит тихо, и чтобы услышать ангела, нужно сосредоточить свое внимание. Воздействуя, таким образом, на зрителя, мы хотим, чтобы человек услышал свою душу и, расширяя свое сознание, начал выбирать, как жить дальше».
За период своего существования театр поставил немало интересных спектаклей, среди них, «Трям! – Здравствуйте!» (детский спектакль-путешествие в волшебную страну), «Река на асфальте» (трагикомедия из жизни подростков) по пьесе Д. Липскерова, «Марсианин» (экстремальный уик-энд на Марсе) по «Марсианским хроникам» Р. Брэдбери., «За закрытыми дверями» («Чистилище»), по пьесе Жан-Поля Сартра, готовится к постановке комедия «Как мужик жену искал, или пособие для желающих выйти замуж». Проведено множество культурных акций и театрализованных уроков, направленных на социальную адаптацию детей в обществе («Шагай осторожно!» - по правилам дорожного движения), «В стране вежливости», «Урок-экскурсия по Самаре» и познавательно-развлекательное шоу «Ах, Самара-городок!», посвященное истории Самары и Самарского края.
Театр существует, несмотря на все препятствия – материальные, социальные, психологические. Коллектив «Крыльев» ютится в маленьком клубе, на собственные средства приобретает декорации, костюмы. Эти удивительные люди бескорыстно творят искусство несмотря ни на что, продолжая стремиться к своей мечте: «создать самый лучший и самый нужный театр в мире!»
«Почему театр «Крылья»? - спрашиваю у Андрея. «Крылья – намерения» (фраза из К. Кастанеды). Человек нарабатывает намерение, оно становится сущностью, очищая все на своем пути. Намерение - это мечта, которую ты нарабатываешь, и ты, ради этой мечты, много что делаешь. Много делали и делаем мы для нашего театра. Когда выработано намерение – не надо выбирать, нужно просто лететь».

 

Юлия Бизяева.

 

журнал "Театральный проспект" (№3 2010 г.)